Василий ГОЧ: здоровье нации оценивается ее творческим Потенциалом
БОСС-профессия | Босс номера за январь 2020 года
Текст | Олег СЕРГЕЕВ
Фото | Из архива В. П. ГОЧА
Философ и методолог, создатель философской и методологической концепции Причинности и Движения причинности Василий Павлович Гоч — о духовном и физическом здоровье нации, а также об их взаимосвязи с созидательными процессами в социуме в контексте глобальных изменений, которые происходят сейчас во Вселенной.
Здоровье и творчество
— Василий Павлович, мы с вами уже давно сотрудничаем и очень многое почерпнули из бесед с вами и ваших трудов. Для начала поговорим о здоровье нации. Хотя это не напрямую ваша область деятельности, но ведь вы не только основатель и научный руководитель Школы Причинности, но еще и доктор биологических наук. У вас более 50 патентов в области медицины, биологии и психологии. То есть здоровье нации для вас не пустой звук. Сейчас, несмотря на достаточно большие средства, выделяемые на здравоохранение, его состояние оставляет желать лучшего, особенно с медицинскими кадрами: то и дело становится известно о скандалах с врачами, коллективных увольнениях и т. д. Как вы на сегодня оцениваете положение дел в отечественной медицине?
— Здоровье нации оценивается ее творческим Потенциалом, который проявляется в способности гармонизации социальных взаимодействий и наличия в ментальности народа опыта преображения. Медицина же решает проблемы здоровья телесного, и эта неполнота проявления вызывает ее кризисные моменты. Так как медицина — часть общества, то ее состояние определяется состоянием общества.
— Говоря о здоровье населения, чаще всего имеют в виду физическое здоровье. Но ведь не меньшую роль играет и духовное здоровье. Вот это именно ваша стезя, ваше призвание. Вы очень много сделали и делаете на этом поприще. Тем не менее духовное здоровье — тема необъятная, и делать надо еще ох как много. Расскажите немного о том, как менялось духовное здоровье наших людей со времен падения советской власти и, в частности, за последнее десятилетие.
— Вспомним лозунг советской власти: «В здоровом теле — здоровый дух…», но он имеет продолжение, о котором сегодня не вспоминают: «…быть не может». Падение советской власти сняло оковы с внутреннего поиска, то есть раскрытия духовной составляющей бытия, и это был первый шаг к духовному здоровью. В это время мы разработали методологию духовного здоровья на основе Теории Причинности.
Предложенный нами Путь познания и гармоничного раскрытия жизни дает здоровье. К примеру, я уже 35 лет не обращаюсь к врачам. То есть вопрос здоровья связан с формированием творческой личности, и начинать надо с образования.
Образование как фундамент
— В предыдущих интервью нашему журналу1 вы говорили, что образование — это главное «лекарство» против проблемы недоразвитости, которую вы выделяли как одну из основных болевых точек современного мира и проблему многих обществ, в том числе в определенной степени и нашего. Излечение от «недуга» недоразвитости способно коренным образом улучшить состояние нашей сферы здравоохранения?
— Недоразвитость — это проблема западного мира и в некоторой степени России. В чем она выражается? В отсутствии стремления к духовному развитию. В категорическом непринятии другого мнения. В закрытости, в уходе в обособленные мирки и нежелании принимать новое. В бездумном потреблении. В двойных стандартах, в подмене ложью правды, присваивании ложных имен. Многие из этих «симптомов» недоразвитости отчетливо проявляются сегодня в западном мире, но, повторю, эта проблема есть и в нашей стране. Хотя, безусловно, у России и ее народа очень силен дух творчества и созидания. В нашей русской ментальности всегда присутствует благо. То, что мы наработали за годы существования нашей цивилизации, тот творческий потенциал, что наработали наши предки, все это дает нам преимущество.
И, безусловно, России, чтобы реализовать стоящие перед ней стратегические цели, в том числе направленные на решение задач повышения уровня жизни граждан и развития социальной сферы, к которой относится и здравоохранение, нужно исключить проблему недоразвитости. А недоразвитость, как вы уже озвучили в своем вопросе, устраняется образованием. Образование — это фундамент, на котором человек сам должен построить дом своего бытия.
Поэтому необходимы меры поддержки сферы образования — как на государственном уровне, так и на общественном. Кроме того, нужно работать над укреплением института семьи, поскольку семья служит раскрытию духовного потенциала человека. Также не менее важен вопрос самообразования: человеку недостаточно образования, которое он может получить от государства в рамках своих конституционных прав. Он должен всю жизнь учиться и заниматься саморазвитием.
То есть чтобы реализовать стратегические перспективы, требуется высокий уровень развития сознания. Так рождается новая философия, новая ментальность, когда знания, приобретенные одним человеком, становятся достоянием других, достоянием всего народа. Как следствие, активируются созидательные процессы, просыпаются таланты у подрастающего поколения и у взрослых, состоявшихся людей.
— А как бы вы оценили духовное здоровье нынешнего молодого поколения?
— Учитывая достижения нашей молодежи на разных конкурсах — международных олимпиадах, технических смотрах, ее духовное здоровье оцениваю как высокое. Этот беспрецедентный творческий потенциал нашего народа следует развивать и дальше.
А момент мятежности, свойственный молодым, необходимо переводить в поиски Знания и в наработку мастерства в выбранной специальности.
Смена эпох
— Демографическая ситуация в нашей стране (как, собственно, и в большинстве развитых стран) внушает серьезные опасения. Я, например, рассматриваю ее как опаснейшую для будущего нации. Семьи распадаются чаще, чем создаются, детей не торопятся рожать, пока не становится уже поздно. Что, на ваш взгляд, вообще происходит? Так ли велика опасность, и просматривается ли выход из этой ситуации?
— Такая ситуация — следствие общего кризиса всего Бытия, а не отдельной страны, вызванного переходом в новое Бытие. Глобальный кризис проявляет соприкосновение с новым уровнем реальности, n-мерной размерностью Бытия. Выход — в самом переходе.
1 См. БОСС №1/2018; май/2019.
— Речь идет о так называемой проблеме 2012 года, глобальной перезагрузке Вселенной?
— Да, как я уже говорил на страницах вашего издания2, ученые установили, что в 2012 году завершился цикл развития Вселенной. Вернее, закончилось почти одновременно сразу несколько циклов развития Вселенной — завершились 5 тыс. майянских лет (этот цикл содержит девять периодов) и цикл, начавшийся после Большого взрыва, — 13,7 млрд лет.
Я тоже занимаюсь этой проблемой и, подняв свои записи и наблюдения, установил, что в этот период, в марте 2012 года, из-за космических процессов исчезало время — на несколько дней оно прекратило свое течение. В такой ситуации Земля продолжает вращаться, однако нестабильно. Как и с пространством, возникают многочисленные геопатогенные зоны. А это слишком большая нагрузка для людей, да и для всего живого на планете: мы чувствуем себя неуютно, что-то нас сжимает, подобно рыбе, выброшенной на сушу. Общество при этом начинает само себя разрушать: есть большая опасность эскалации внутренних конфликтов, гражданских войн, беспорядков.
Итак, завершилось несколько больших кругов. При этом из-за формирования континуального узла нашей Вселенной мы пришли не в ту же точку, в которой начинались циклы, а оказались в точке над началом, но выше начала. Перельман, как известно, доказал гипотезу Пуанкаре. Речь идет о том, что на всякий объем можно найти некий гипершнур, которым этот объем сводится к нулю. Какое бы ни было измерение, всегда найдется на одно измерение больше. То есть Вселенная перезапустилась и вышла на траекторию подъема.
Конец одного цикла и начало нового обычно связаны с кризисными явлениями во Вселенной. Это отражается на трансформациях природы, процессах, происходящих в обществе, самочувствии людей. Так происходит и на этот раз. Буквально на наших глазах меняются климат, экономика, структура общества, в том числе происходят и те явления в демографии, о которых вы сказали.
Во всем этом кроются как опасности, так и новые возможности. На этом переходе нам понадобятся устойчивость и в какой-то степени бесстрашие, потому что людям не всегда понятно то, что происходит. Им кажется, что окружающий их мир рушится, а на самом деле он лишь устанавливается, возрождается.
Известный ученый Игорь Николаевич Острецов, доктор технических наук, профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике, автор монографии «Введение в философию ненасильственного развития», написал, что перед человечеством встала задача научиться строить новые миры.
— Каким образом?
— Необходимо высшее знание — понимание структуры мира, его построения, его процессов. Следует оттолкнуться от новой базы, получить новые знания, которые будут преображать. Это преображение через познание нового. В итоге происходит постижение Истины и становление нового человека.
Путь к молодости
— Перейдем к вашим новейшим работам. Недавно вы выпустили две новые книги: «Тотальные факторы омоложения» и «Книга Победителей». Хотелось бы поговорить о них, идеях и направлениях, в них заложенных. Сначала о «Факторах омоложения». Задача продления и вообще «вечной» жизни всегда волновала человечество. Медицина и образ жизни в современном мире в целом значительно увеличили среднюю продолжительность жизни, но, как вы сами говорите, это больше повлияло на устранение «случайной» смертности, а не на преодоление старости. В то же время, например, ученый Алексей Москалев утверждает: «Принципиальных причин, делающих невыполнимой задачу замедления старения человека, нет».
2 БОСС №1/2017; №7/2018.
По вашему личному мнению, есть такие причины или их действительно нет? Если есть, то чем они больше объясняются — «умножением болезней», апатией, снижением активности? Чем еще?
— Старение человека, по нашему мнению, — погружение его бытия в лавину незавершенных метаморфоз и накопление ошибок управления организмом, что вместе связано с низким уровнем творчества.
Причина старости — потеря измерений бытия и превращение его в дискрету — сказочную рукавичку, где жить очень тесно, и жизнь прекращает обслуживать такое бытие, открывая дорогу молодым и новым формам.
— Вы создали Метод Гоча работы в Причине. Кроме того, сейчас в ваших исследованиях и идеях значительное место занимает принцип тотальности, например в том же омоложении. Как в вашей теории причинность связывается с тотальностью (и связывается ли), что из чего вытекает? Что вы вообще вкладываете в понятие «тотальность»?
— Причинность описывает законы локальных и всеобщих систем, а Тотальность — атрибут всеобщности, самосохраняющаяся тождественность, развертывающаяся в Бытии. Причинность представляет зависимость явлений и предметов от структурных связей в системах и внешних воздействий. Причинность также — универсальный принцип, содержащий другие принципы как свойства: всеобщности, движения, отображения, метаморфоз, творчества, триединства, следствия, воздаяния.
Тотальность, как актуализация Бытия, есть объект Бытия, который не является Материей, но обладает ее свойствами.
— На что направлена методология Тотальности?
— Методология Тотальности — это новое научное знание, которое прежде всего гармонизирует сферу бытия и взаимодействия с другими людьми, с природой и дает гармонизацию организма. В основе этой методологии — разработанная мною Теория Причинности, которая направлена на изучение вопросов взаимодействия человека и окружающего мира через анализ причинно-следственных связей и самого механизма причинно-следственных связей. Базис методики причинности — целостный подход к человеку как многоуровневому биологическому объекту, имеющему физический и энергоинформационный аспекты, выраженные понятием микрокосмоса.
— В вашей тотальной теории омоложения заложены не только духовные принципы, о которых спросим ниже, но и наработки на базе традиционной науки, в частности физические, химические, биологические, психологические (например, плазмоиды, элементарные осцилляторы, поляризация света, физические поля, ДНК). Они пересекаются и с базовыми принципами нетрадиционной науки, а именно аурой, астральным телом и другими. Есть у вас даже отсылки к «сказочному омоложению». Как все это сочетается в вашем учении? Не заложено ли в этом некое противоречие? Скажите об этом несколько подробнее, потому что здесь остается много неясностей.
— Перечисленные подходы познания раскрывают локальное бытие, и в Неклассической тотальной науке они объединяются через их преображение. Поэтому противоречие исчезает с раскрытием более высоких измерений данного бытия. Так, классическая философия оперирует двухмерной логикой, христианство — трехмерной, а буддизм — четырехмерной. Тотальность мы раскрываем, начиная с семеричной логики.
— Вы подчеркиваете основанное на Библии утверждение об источнике жизни: «Источник жизни — персонифицированный подобием Образ Божия совершенства в Человеке». Вместе с тем немалое место в вашем учении занимает обращение к Дао, в частности к «Дао де цзин» Лао-цзы. Есть даже отсылки к Корану. Вы придерживаетесь какой-то конкретной религиозной концепции в вашем Методе, в работе над тотальными факторами или берете из каждого Божественного учения что-либо ценное для вашей теории и практики?
— Тотально-причинный подход к знаниям разных культур указывает на общность культур, что их объединяет, и в познании не стоит изобретать велосипед, а воспользоваться достижениями других народов, что позволяет быстрее достичь цели.
Свой Путь познания я поверял со Священными книгами и в итоге разработал методологию познания Истины. Эта методология требует пошагового постижения измерений Бытия посредством освоения соответствующей логики.
— И о практике. Может ли ваша книга «Тотальные факторы омоложения» служить в какой-то степени практическим руководством для человека, стремящегося замедлить свое старение? Как ею пользоваться в этом случае?
— В книге заложено несколько пластов, открывающихся уровнем логики познания. Поэтому каждый найдет свои рекомендации, и при расширении сознания будет больше открываться тайна молодости.
Путь победителей
— Перейдем к «Книге Победителей», которая как бы вытекает из работы Бодо Шефера «Законы победителей». Эта ваша книга весьма четко структурирована по порядку ставящихся перед «соискателем победы» задач. Поэтому ее-то как раз можно рассматривать как практическое руководство. Это так?
— Безусловно. В «Книге Победителей» представлены практические результаты исследования Тотальности. Она предназначена для тех, кто интересуется вопросами онтогносеологии Бытия и своего Пути в нем. «Книга Победителей» — это исследование опыта достижения победы в сфере саморазвития человека и новый взгляд на достижение успеха на основе Тотально-причинной Методологии.
— Для начала попробуем разобраться в некоторых из этих задач. Вы говорите, что Победа может быть только тотальной, включая все компоненты жизни. В каких аспектах в этой книге освещаются практические результаты исследования Тотальности? Что такое формулы Тотальности и как их приложить к достижению успеха, к Победе?
— Формулы Тотальности представляют собой взгляд из более высоких измерений на законы победителей Бодо Шефера, так как Победа — в преображении в Пути, в раскрытии более высоких измерений своего бытия. Известнейший российский ученый, историк и философ Андрей Ильич Фурсов говорит: «В наше время побеждают противника только на мировой площадке». Это очень верное и очень глубокое утверждение.
— Вы считаете, что Победу нельзя запланировать, ее можно лишь сотворить. В чем тут противоречие между «запланировать» и «сотворить»? Ведь планы всегда стараются претворить в жизнь, то есть сотворить их результат. Здесь тоже в дело вступает причинность?
— Планы часто становятся прожектами и воздушными замками, так как являются перебором старого материала, созданного другими. «Сотворить» означает создать новое, которое запланировать невозможно, но которое раскроет новые планы социального бытия. Причинность направляет развитие общества по сотворенному благу.
— В «Книге Победителей» выведен ряд законов, следование которым должно так или иначе привести к Победе. Поэтому не задаю вопроса о практической применимости книги — она проистекает из последовательности этих законов. Не будем спрашивать вас обо всех законах — тогда не то что интервью, а еще одной книги не хватит. Однако на некоторых из них хотелось бы остановиться. Например, закон 2: постоянно учитесь и растите. Здесь вы снова ссылаетесь на «Дао дэ цзин»: «Все время расти и обновляться, не старея, — это и есть Путь». Перекликается с омоложением. Но где тут путь к Победе?
— Путь к Победе — в самом Пути духовного преображения в познании, как указывал апостол Павел. Чтобы получить формулу Победы, необходимо сложить все формулы Тотальности и отсечением повторов получить структуру, похожую на кристалл.
— А вот закон 14: выполняйте работу на сто десять процентов. Вы считаете, что аналогия Шефера со спортом, где требуются сверхусилия, не соотносится с другими видами деятельности, и закон этот должен звучать как «станьте соработником у Бога». Во-первых, не слишком ли это самонадеянно, а, во-вторых, разве мы все не хотим стать если не соработником, то служителем Бога, даже не стремясь к победе?
— На то, чтобы стать соработником у Бога, указывал апостол Павел. И начинается «соработничество» со служения своему народу, своей стране. Примет ли Бог дело такого служителя, мы не можем знать. Но Побеждающий наследует все…
— Далее, в законе 15 об отношении к проблемам вы говорите (в отличие от Бодо Шефера, который указывает, что победители имеют правильное отношение к проблемам), что несовершенство в восприятии проблем, идущее от личности, снимается при овладении методологией Причинности, и, когда человек знает свой Путь и движется по нему, проблемы исчезают. То есть этот закон следует сформулировать «Обретайте мудрость». На мой взгляд, мудрость все-таки во многом приобретается с жизненным опытом, и, кроме того, мудрость — это не всегда свойство победителя. Возникает противоречие. Или не возникает? Каково ваше мнение?
— Мудрость обретается опытом, НО — сакральным опытом Бытия. Мудростью являются устойчивые связи в Едином, формирующие Древо Жизни. Действительной мудростью выступает творческая рациональность, которую раскрывает методология Тотальности. В связи с тем, что мудрость представляет знание о своем Пути, о высших целях Жизни, она атрибут Победителя.
— Наконец, закон 30: будьте орлом. Подразумевается: а не уткой. Ну, во-первых, не всем же быть орлами. Если в небе одни орлы, протолкнуться будет негде, да и заклюют все друг друга. Кому-то стоит и в утках остаться, и это совсем не обязательно «недоразвитые люди». Во-вторых, вы переформулируете этот закон, как «учитесь двигаться в Духе». Не очень понятно, как становление орла соотносится с «движением в Духе». Поясните, пожалуйста, и заодно развейте наши сомнения насчет орлов и уток.
— Орел и утка — символическое представление духовных сил: орел — движение свободы, утка — приземленность, ограниченность. Все эти силы имеют свое пространство действия и могут объединяться в творческие союзы, расширяя возможности талантливых носителей этих сил. Поэтому чистого Неба хватит всем орлам.
Крым — место преображения
— В конце интервью расскажите немного о нынешнем положении в регионе, где вы живете и работаете, — в Крыму и Севастополе, которые пять лет назад вернулись в Россию. Что и как изменилось с тех пор: что стало лучше, а что, может быть, и не так, как хотелось бы?
— Социальное положение в Крыму и в Севастополе стабильное. В экономическом аспекте Крым расцвел. Трасса «Таврида» с Крымским мостом — шедевр дорожного строительства.
В духовном аспекте Крым — место преображения не только России, но и всего Мира.
— А как вам работается в современных условиях?
— За пять лет после возвращения Крыма в Россию моя творческая активность выросла. За один этот год я написал шесть книг, слушатели Школы Причинности, мои ученики, защитили две докторских и одну кандидатскую диссертации. Философия Тотальности принята Междисциплинарной Высшей аттестационной комиссией новой специальностью.
— В заключение хотелось бы выразить вам искреннюю благодарность за «смелость мысли». Соответствующую награду вы уже получили в 2007 году за вклад в образование населения и, главное, за огромную работу над духовностью нации.Б
ГОЧ Василий Павлович родился в 1953 году в селе Великое Вербче Ровенской области Украины.
С отличием вначале окончил Севастопольский судостроительный техникум, затем — приборостроительный институт и аспирантуру.
Три года работал инженером-конструктором в Северодвинске, позже возглавлял электромеханическое отделение Севастопольского судостроительного техникума.
Научный руководитель Школы Причинности, доктор биологических и технических наук, доктор науки в современном языкознании, профессор лингвистики, почетный профессор Международного Венского университета, почетный доктор Международного университета франкоговорящих (Брюссель — Женева), действительный член восьми академий наук.
Почетный генеральный директор Международного биографического центра (IBC, Кембридж, Великобритания).
Кавалер Рыцарского Ордена Великого Магистра Ла-Валетта.
Автор книг: «Путь за Тантру», «Философия Высшего Творчества», «Причина и Карма», «Первая Книга Принципов», «Управляющие матрицы», «Дороги „Книги Перемен“», «Книга Силы», «Азбука „Книги Перемен“», «Словарь Сути Слов», «Духовная сила растений», «Неклассическая тотальная наука», «Максимы Тотальности», «Тотальный Проект. Генезис Дела», «Тотальные факторы омоложения», «Книга Победителей» и других. Живет и работает в Севастополе.